Совет Федерации призвал Минстрой России соотнести Нацпроект с реальностью

Реализация Нацпроекта «Жилье и городская среда» находится в зависимости от состояния экономики и уровня доходов людей

27 марта в Совете Федерации состоялся Правительственный час на тему «О мерах Правительства РФ по повышению объема жилищного строительства в рамках реализации федерального проекта «Жилище». В его рамках с докладами выступили глава Минстроя Рф Владимир Якушев и аудитор Счетной Палаты Юрий Росляк, также глава Минстроя ответил на бессчетные вопросы членов Совета Федерации.

Обычно Владимир Якушев начал выступление с напоминания о поставленной Президентом задачке раз в год облагораживать жилищные условия более 5 млн семей, на достижение которой ориентирован государственный проект «Жилище и городская среда».

Один из федеральных проектах в рамках Нацпроекта - «Жилище» – более непростой для администрирования, т.к. на достижение его характеристик сильное воздействие оказывают макроэкономическая ситуация и ее производные: баланс спроса и предложения на рынке жилища, главная ставка Банка Рф, ставка по ипотеке, цена проектного финансирования и рост реальных доходов людей. Но конкретно этот проект содержит мероприятия по строительству к 2024 г. 120 млн кв. м жилища. И, по словам министра, для выполнения этой задачки у строительного комплекса все есть – достаточное количество застройщиков, производственные мощности и нужные компетенции.

Не считая того, с 1 июля 2018 г. вступили в силу поправки в 214-ФЗ и ряд других федеральных законов. Были ужесточены требования к застройщикам, которых перевели на банковское сопровождение, а под разрешение на строительство сейчас нужно открывать отдельный счет для каждого проекта. А с 1 июля текущего года начинается 2-ой шаг реформирования – это переход всех, в том числе уже строящихся объектов, на договоры роли в долевом строительстве с внедрением эскроу-счетов, вводя на рынок жилищного строительства еще 1-го проф игрока – банк. И, по словам Владимира Якушева, далековато не все строй компании будут соответствовать ряду требований и пройдут экспертизу в банковском учреждении на предмет получения финансирования.

Вначале планировалось, что эти правила будут распространяться лишь на проекты, начатые с нуля после 1 июля 2019 г. Но в конце прошедшего года был принят закон, по которому объекты, начатые по старенькым правилам, с 1 июля должны также достраиваться с применением проектного финансирования. И для смягчения ситуации в рамках постановления Правительства возникает возможность найти проекты, объекты по которым могут быть достроены по старенькым правилам, оценив их по двум аспектам – готовность объекта более 30% и количество заключенных договоров долевого роли более 10%.

Сейчас все строй проекты застройщиков делятся на 3 группы. 1-ая содержит в себе проекты, которые сумеют получить финансирование в банках, и по ним продолжится строительство объектов по новенькому механизму. 2-ая – проекты, которые получат возможность финансирования по старенькой схеме, и строительство по ним продолжится с привлечением денег людей. 3-я группа вызывает наибольшее беспокойство – это проекты, которые не получат проектное финансирование и не попадут под регулирование постановления Правительства.

Как выделил глава Минстроя, вместе с регионами проводится подготовительная оценка всех проектов строительства, реализуемых с привлечением денег людей, на соответствие аспектам и способности получить проектное финансирование. Нужно посодействовать достроить все проекты, чтоб не получить новых обманутых дольщиков. Для проектов, застройщики которых не сумеют получить проектное финансирование, дополнительно будет дофинансирован фонд защиты прав дольщиков. Застройщики сумеют пользоваться гарантией, предоставленной им фондом для получения финансирования в Банке ДОМ.РФ.

Владимир Якушев особо направил внимание присутствующих, что проводимая реформа в короткосрочной перспективе даст понижение объемов ввода жилища, но дозволит перейти на цивилизованные реализации. А при системно работающем механизме ветвь приступит к наращиванию объемов.

Нужно также, чтоб работали и инструменты спроса, один из главных – это ипотека. В 2018 г. ставка по ипотеке достигнула собственного исторического минимума – 9,56%, было выдано около 1,5 млн ипотечных кредитов на сумму более 3 трлн руб. Но в связи с ростом главный ставки в октябре 2018 г. уже в январе 2019 г. главные кредиторы повысили ставки на 1,5 – 2,5%. Это явление вызвано ростом цены фондирования и повышением инфляции и должно носить временный нрав. Потому Правительство и Минстрой вместе с Центральным банком должны сделать все усилия для возвращения ставки по ипотеке, которая была до октября 2018 г. Сейчас уже есть подготовительные предложения о запуске механизма субсидирования проектной ставки, и они поддерживаются в Правительстве.

Не считая того, на базе Банка ДОМ.РФ создается уполномоченный банк, в ведении которого будут проекты с высочайшей кредитоспособностью, что востребует его докапитализации.

Проектом «Жилище» в 2019 – 2024 гг. предвидено выделение из федерального бюджета 184 миллиардов руб. на программки развития жилищного строительства в регионах по субсидированию строительства инженерной и социальной инфраструктуры. Подобная мера уже показала свою эффективность: с 2017 г. выделяемые раз в год 20 миллиардов руб. дозволили обеспечить дополнительный ввод порядка 8 млн кв. м жилища в год. Эти субсидии будут ориентированы на поддержку проектов жилищного строительства, которые дадут больший прирост дополнительного ввода жилища на 1 рубль экономной субсидии. В 2019 г. на софинансирование 99 проектов жилищного строительства в 49 регионах будет ориентировано 22,4 миллиардов руб.

Очередное принципиальное направление для формирования спроса – это обеспечение жильем отдельных категорий людей. Минстрой разрабатывает денежный механизм получения ипотечного кредита на строительство собственного дома и выделения дополнительных средств под создание инженерной инфраструктуры на площадках, где возводятся личные жилые дома. Также идет работа по совершенствованию нормативно-технической документации и внедрению новых технологий в строительстве. Вместе с Минпромторгом развиваются способности древесного жилищного строения и решаются вопросы по выделению федеральной земли под жилищное строительство в рамках 161-ФЗ.

Министр призвал регионы занять активную позицию и организовать действенное взаимодействие меж застройщиком и банком. Нужно верно осознавать, в какую группу попадет каждый проект, и как работать с теми, кто попал в третью группу. Он выделил, что проводимая реформа не должна очень стукнуть по отрасли жилищного строительства.

Регионы не согласны со спущенными цифрами по жилью

В свою очередь, Юрий Росляк напомнил, что на этот момент заканчивается работа над промежными плодами экспертно-аналитического мероприятия о ходе реализации государственного проекта «Жилище и городская среда», рассмотрение которого будет проходить на заседании коллегии в апреле.

Сейчас на достижение установленных целей и характеристик влияет ряд беспристрастных негативных причин и рисков системного нрава. Это темпы роста реальных доходов людей и обеспечение темпов экономического роста и инфляции, уровень которой превосходит 4%. Поручения по их преодолению уже прорабатываются. Но основная задачка, которую необходимо решить, – создать по-настоящему действующие меры по преодолению имеющихся рисков и компенсации неблагоприятных причин.

По словам аудитора Счетной Палаты, озабоченность вызывает грядущий с 1 июля переход строй организаций на проектное банковское финансирование с внедрением эскроу-счетов. Беря во внимание очень сжатые сроки, у субъектов Федерации не было довольно времени для подготовки кропотливо проработанных региональных проектов.

Как показал проведенный анализ, включенные в принятые региональные проекты большие характеристики по строительству жилища до 2024 г. были определены Минстроем вместе с регионами обычный индексацией к объемам ввода в прошлые годы, и не все регионы сейчас согласились с ними. Это значит, что работа с регионами должна быть продолжена и вестись более кропотливо, исходя из реальной потребности в жилище, соответствующей для местности, оценки покупательной возможности людей и мер по поддержке их вкладывательных целей.

Потому в рамках проводимой в текущее время Минстроем корректировки характеристик государственного проекта Счетной Палатой предлагается выполнить дополнительно ряд оперативных мер. Нужно обеспечить формирование адресных программ с обеспечением строящихся участков объектами инженерной инфраструктуры, социальной и транспортной инфраструктуры с определением нужных объемов финансирования, личных для каждого региона, также учитывать имеющийся вкладывательный цикл строительства от 2-ух до 3-х, а иногда и 4 лет, и обеспечить нужный задел по вводу жилища и после 2024 г., превратив этот процесс в систему.

Поэтапную реализацию программ предлагается держать под контролем в рамках имеющихся информационных систем с наполнением данных со стороны регионов.

Для увеличения доступности жилища для людей нужно создать и включить в утвержденные региональные программки строительство дополнительного объема жилища на сельских территориях с созданием системы льготной ипотеки и других мер поддержки личного строительства. Также следует интенсивно использовать механизмы понижения цены приобретаемого жилища через бесплатное предоставление земляных участков, исключение издержек на обеспечение инженерной и социальной инфраструктурой и применение новых типов конструктивных и экономически действенных решений.

Что будет со ФГИС ЦС и аварийным жильем?

По окончанию выступления Владимира Якушева в его адресок поступило большое количество вопросов от присутствующих. Например, как возрастет цена долевого строительства? По словам министра, смысл механизма эскроу-счетов в том, что чем больше происходит продаж в процессе реализации проекта и раскрывается счетов под каждый проект, тем меньше становится ставка, которую выплачивает застройщик. Если вначале ставка составляет 12%, то по итогам она должна быть 5-6%. Конечно, даже 5% ставку застройщик попробует переложить на цена квадратного метра, потому в субъектах нужно администрирование, чтоб не допустить роста цены квадратного метра.

Также сенаторов заинтересовывало, в какой стадии находится создание единой базы муниципальных сметных нормативов и сметных цен строй ресурсов, и какие перспективы?

Вопрос ценообразования – один из жарких и сложных. Глава Минстроя сказал, как, приступив к реализации нацпроектов, выяснилось, что объемы серьезных вложений в рамках нацпроектов, составляющие 70%, не укладывались в цены проектов. Это было связано с переходом на ресурсный способ и нерешенностью одной из основных задач –информационная система, куда должно было быть внесено более 100 тыс. наименований строй материалов, была заполнена лишь на 13%, из-за чего на ресурсный способ перейти нереально. А в базисно-индексном способе в конечном итоге стало работать максимально трудно. Потому грядущая работа разбита на 3 шага. 1-ый – разморозить базисно-индексный способ и дать возможность субъектам и всем, кто работает на экономных объектах, получить дополнительную возможность уложиться в те цены, которые должны стать более реальными при строительстве. 2-ой – переходный – ресурсно-базисный способ, когда появится некоторая база данных по субъектам и будет более серьезно заполнена система ФГИС ЦС, при всем этом в каких-либо регионах начнется экспериментальная работа с применением ресурсного способа. И на 3-ем шаге в 2022 г. ветвь должна перейти на ресурсный способ, вполне заполнив систему.

На вопрос, как Минстрой оценивает ситуацию в сфере проектной деятельности, и планируется ли возрождение института типового проектирования, министр ответил, что в ведомстве ведется реестр действенной проектно-сметной документации, в каком около 800 проектов. Ранее, чтоб проект получил поддержку, он был должен заходить в реестр. Но эти проекты не всегда были высококачественными и добивались суровой актуализации через некоторый просвет времени. Но если у Минстроя появится возможность актуализировать их, то проектами можно будет воспользоваться до 10 раз. А экономия при проектировании вырастет приблизительно в 6 раз. Например, институт проектов повторного внедрения перспективен для объектов общественного и спортивного предназначения. Для выполнения этой работы Минстрой запросил по 336 млн руб. в течение 3 лет.

По вопросу проекта по устойчивому сокращению неприменимого для проживания жилища, Владимир Якушев напомнил, что из федерального бюджета на программку выделено 431 миллиардов руб. А 28 февраля были внесены конфигурации в 185-ФЗ, давшие субъектам наилучшие практики, наработанные при реализации прошедших программ. Например, в нескольких регионах отлично работала соц ипотека, в других был бы увлекателен механизм по созданию спец жилищного фонда. И уже до 20 июля эти поправки должны быть приняты.

Относительно главных принципов оценки в методике индекса свойства городской среды министр отметил, что в нее вошло 36 характеристик. Вначале предполагалось, что индекс свойства должен включать в себя только публичные местности, которые благоустраиваются за счет средств федерального проекта. Но есть характеристики, характеризующие все национальные проекты в муниципалитетах. И этот широкий набор будет провоцировать городские и региональные власти для проведения рейтингования и оценки свойства городской среды.

Кому нужна ипотека на фоне падения доходов людей?

Члены Совета Федерации не только лишь задавали вопросы, да и озвучили ряд замечаний, ведь жилищное строительство определяет целые секторы в развитии экономики, которые тянут другие направления. Например, это и низкая платежеспособность населения, и перенасыщенность рынка жилища, и отсутствие у застройщиков финансирования для окончания строительства объектов, и отсутствие инфраструктуры для развития жилищного строительства, и высочайшая цена кредитов.

Выходом из этой ситуации может стать принятие неотложного комплекса мер. Во-1-х, проведение реновации домов, построенных по специальному проекту в период первого промышленного строительства 50-60-х гг. серии КПД. Во-2-х, изменение логики финансирования по переселению из аварийного жилища: предлагается развернуть этапность финансирования в оборотную сторону и выделить наибольший объем в 2020-21 гг., что даст импульс строительству. В-3-х, предлагается выкуп объектов инженерной инфраструктуры по принципу программки «Стимул». Также предлагается оживить программку «Жилище для юный семьи», выступившей драйвером для строительной отрасли.

Замечания задели и конфигураций, внесенных в закон о долевом строительстве. А именно, обсуждения уровня ставки по ипотеке 8 либо 9%. Но, по оценке выступавших, введение эскроу-счетов приведет к повышению цены исключительно в этой части на 10%. И обсуждение ипотеки теряет смысл. Не считая того, проектное финансирование удлиняет сроки, т.к. гласить о нем можно только после получения разрешения на строительство, а банку требуется минимум 6 мес. на принятие решения. Также существует неготовность банков к ведению эскроу-счетов. По воззрению выступавших, проектное финансирование приведет к монополизации рынка, которая повлечет за собой рост цен и коррупционную составляющую, а доступность жилища будет снижена. Потому Минстрою нужно отсрочить введение эскроу-счетов минимум на год и приготовить банки, которые, на самом деле, выступают посредниками без других функций, снизив их комиссию до 2%.

Критика прозвучала и относительно сбалансированности бюджетов субъектов. Распоряжением Правительства утверждены предельные уровни софинансирования субъектов при реализации проектов, и толика региона составляет от 1 до 5%. Минстрой прирастил долю регионов по программке аварийного жилища от 8 до 25%.

Например, в Воронежской области средняя стоимость 1 кв. м на первичном рынке в 4 квартале 2018 г. составляет 45,3 тыс. руб., но Минстрой на 2019 г. установил для нее стоимость «квадрата» 35 тыс. руб. В итоге разница – 22%, которую должен покрывать бюджет субъекта. Плюс расходы, связанные с превышением коэффициента площади приобретаемого жилища над расселяемым, которые не учитываются Минстроем. И выходит, что региональная толика при софинансировании нацпроекта растет до 33-45%.

И самый острый вопрос – сколько в стране малоимущих людей, которым в принципе не доступа ипотека, даже самая льготная? Вопрос риторический – 10-ки миллионов человек. По ст. 40 Конституции они должны быть обеспечены жильем безвозмездно либо по доступной стоимости, но в этом направлении сейчас ничего не делается. Регионы обязаны иметь программки для бесплатного предоставления жилища, ведь даже 5% ипотеки – это неподъемная сумма для многодетных семей, инвалидов и пожилых людей, а для многих семей ипотека – это из последних сил.

Короб Spaceo с крышкой 55х18x44 см нетканный материал цвет фиолетовый

Органайзер Spaceo — емкий короб, который предназначен для хранения бытовых мелочей маленького размера (высота изделия — всего 180 мм). Ящик сделан из нетканого материала фиолетового цвета, который не склонен мараться и просто оттирается при помощи увлажненной губы. Коробка запирается крышкой, так что вещи снутри не выгорают из-за солнечных лучей. Картонная база ящика держит форму, потому в нем можно располагать документы либо другие предметы, которые не должны мяться.

Достоинства: